По совершенствованию борьбы с коррупцией

Юрист

Ежегодно в государственной системе управления правоохранительными органами выявляются факты должностных преступлений. Причем они совершаются на различных уровнях государственной власти, начиная с сельских государственных организаций и до центральных государственных органов, что свидетельствует о широком моральном разложении среди кадрового состава. Неумение извлекать имущественную выгоду из должностного положения стало признаком дурного тона. Одной из главных причин такого поведения являются недостаточная жесткость наказаний за совершение преступления и несовершенство квалифицирующих деяние статей уголовного законодательства. Так, в отношении лица, занимающего ответственную государственную должность:

- за злоупотребление должностными полномочиями (квалифицируется по части 2 статьи 307 УК РК) возможно наказание в виде штрафа в размере заработной платы или иного дохода за период пять месяцев,

- за превышение должностных полномочий (квалифицируется по части 2 статьи 308 УК РК) возможно наказание в виде штрафа в размере заработной платы или иного дохода за период пять месяцев,

- за получение взятки (квалифицируется по части 3 статьи 311 УК РК) возможно применение условного осуждения,

- за служебный подлог (квалифицируется по статье 314 УК РК) возможно наказание в виде штрафа в размере заработной платы или иного дохода за один месяц,

- за бездействие по службе (квалифицируется по части 2 статьи 315 УК РК) возможно наказание в виде штрафа в размере заработной платы или иного дохода за период пять месяцев.

Приведенные виды и размеры наказаний, если их применить, к примеру, в отношении министра, вызывают смех, который соответственно психологически влечет за собой внутри личности неуважение к закону.

Уголовным законодательством также несправедливо обойдено вниманием такое наносящее самый огромный вред экономике государства преступление как совершаемое должностными лицами с помощью служебных полномочий хищение имущества. Хищению подвергается собственность любой формы: и государственная и частная. Материальный ущерб порой по какому-нибудь эпизоду исчисляется десятками миллионов. В зависимости от полномочий должностного лица хищение осуществляется: изъятием денежных средств из предназначенной на государственную закупку суммы через поставщика товара и услуг (Примечание: в народе получило наименование «откат»), присвоением вверенного имущества, служебным подлогом, вынесением удовлетворяющего незаконный имущественный интерес судебного акта, отъёмом имущества. В связи отсутствием в действующем уголовном праве соответствующей квалифицирующей статьи правоохранительные органы, расследующие факты хищений собственности должностными лицами, вынуждены ухищряться в привлечении виновных к уголовной ответственности. Например: «откат» квалифицировать как получение взятки, а отъём имущества и присвоение вверенного имущества квалифицировать как злоупотребление должностными полномочиями. Тогда как взятка представляет собой подкуп должностного лица в целях положительного решения интересов взяткодателя, отъём имущества - ограбление, присвоение имущества - обращение чужого имущества без законных оснований в свою собственность. И подобных случаев множество. Применение статей-заменителей приводит к назначению мягкого в сравнении с нанесенным уроном имиджу государства наказания.

Предлагаю ввести в главу 13 Уголовного Кодекса РК «Преступления против интересов государственной службы» статью «Хищение собственности, а равно содействие в хищении собственности, должностным лицом с использованием своих служебных полномочий» и статью «Хищение собственности с помощью должностного лица, а равно содействие должностному лицу в хищении собственности». В статьях: 307 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями», 310 УК РК «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», 311 УК РК «Получение взятки», 314 УК РК «Служебный подлог», 315 УК РК «Бездействие по службе», 316 УК РК «Халатность»; и в предлагаемых статьях в целях укрепления служебной дисциплины среди должностных лиц исключить альтернативные лишению свободы виды наказаний. Размеры наказания в них установить во избежание вольностей со стороны судей конкретные, по принципу «выше должность - жестче наказание». Так, определить:

1) должностным лицам и государственным служащим государственных организаций районного масштаба и районных подразделений государственных организаций и не являющимися их руководителями три года лишения свободы,

2) руководителям государственных организаций районного масштаба и районных подразделений государственных организаций; должностным лицам организаций областного масштаба и областных подразделений государственных организаций; должностным лицам районных подразделений правоохранительных органов и не являющимися их руководителями пять лет лишения свободы,

3) заместителям акимов района, акимам района, судьям районных судов, руководителям районных подразделений правоохранительных органов; руководителям организаций областного масштаба и областных подразделений государственных организаций; должностным лицам областных подразделений правоохранительных органов и не являющимися их руководителями десять лет лишения свободы,

4) заместителям акимов области; акимам области; судьям областного суда; должностным лицам центральных органов управления государством и не являющимися их руководителями; руководителям областных подразделений правоохранительных органов; должностным лицам центрального аппарата правоохранительных органов и не являющимися их руководителями двадцать лет лишения свободы.

А в отношении лиц, занимающих руководящие посты, ответственные должности в центральных государственных органах управления и государственных организациях республиканского масштаба ввести высшую меру наказания «смертная казнь».

Под государственными организациями понимать не только государственные учреждения, но и государственные предприятия, предприятия и компании, где государство выступает основным акционером или учредителем.

Исключить из Уголовного Кодекса РК статью 350 «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта», поскольку квалифицируемое ею деяние, по сути, представляет собой в случае нарушения имущественных прав содействие судьей в хищении собственности, а в случае нарушения других прав злоупотребление судьей служебными полномочиями.

В связи с конкретизацией размеров санкций исключить как излишние из соответствующих статей следующие квалифицирующие признаки: путем вымогательства, группой по предварительному сговору, организованной группой, в крупном размере, неоднократно.

Кроме того, к категориям лиц перечисленных в пунктах 2, 3, 4 и лицам, занимающим руководящие посты, ответственные должности в центральных государственных органах управления и учреждениях республиканского масштаба дополнить наказание обязательной конфискацией имущества. Поскольку приобретенные от преступлений выгоды должностные лица обычно направляют на нужды своей семьи конфискации подвергать не только имущество принадлежащее лично виновному лицу, но и имущество, принадлежащее супругу(е), детям и внукам виновного и проживающим постоянно с виновным лицам. Данное наказание будет действенной мерой по предупреждению должностных преступлений.

Гражданским лицам, совершившим хищение при помощи должностного лица или оказавшим содействие должностному лицу в хищении собственности, установить наказание наравне с должностными лицами.

Ещё одними действенными мерами будут лишение виновных права на помилование, лишение права на занятие должностей в государственных органах и организациях пожизненно, запрет на применение в их отношении: амнистии, условного осуждения и отсрочки от отбывания наказания.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления