Лента новостей
0

Проблемы определения оснований возникновения трудовых отношений (Султанбаев Т.Е., Магистрант Евразийской Юридической Академии имени Д.А. Кунаева)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 20.01.2016 17:51 Фото: zakon.kz

Проблемы определения оснований
возникновения трудовых отношений

 

Султанбаев Т.Е.

 Магистрант Евразийской Юридической

 Академии имени Д.А. Кунаева.

Юрист ТОО «АзияЭкспертАлматы»  

 

 

Неослабеваемый интерес и житейская потребность в гармонизации общественных отношений в области труда, одни из причин «многоликой» актуальности трудовой отрасли права со времен зарождения труда и естественного права. Это продублировано в одном из ориентирующих документов страны - «в условиях рыночной экономики, наличия рынка труда и проблем занятости населения актуальным является вопрос трудовых правоотношений. В этой связи необходимо постоянное совершенствование трудового законодательства на основе системного анализа практики его применения и учета международного опыта в данной сфере» [1]. Упоминание Президентом Республики Казахстан в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» - Общества Всеобщего Труда, как фундамента будущего нашей страны - еще раз обращает наше внимание на ценность человеческого труда в «строительстве» правового государства и подчеркивает приоритетное предпочтение данному вопросу. В свете обозначенной значимости труда, рассмотрим некоторые вопросы, связанные с первопричиной трудовых отношений.

Как известно, коллегиальный исполнительный орган товарищества с ограниченной ответственностью, как и его руководитель, избираются общим собранием участников товарищества (пп.2 п. 2 ст.79 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК), пп.2 п.2 ст.43; п.1-2 ст.54 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»), но следует отметить, что эта, и ей подобные процедуры (п.2 ст.21 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V - далее ТК РК), лишь опосредуют и не подменяют заключение трудового договора с работником, к примеру, как в случае с должностными лицами «Евразийской экономической комиссии» - органа отвечающего за обеспечение условий функционирования и развития Евразийского Экономического Союза - решение по результатам проведения конкурса на замещение вакантной должности должностного лица в департаменте Комиссии, утвержденное Председателем Коллегии Комиссии, сотрудника в структурном подразделении Комиссии является основанием для заключения с победителем трудового договора (контракта) [2].

Особенное внимание следует обратить на содержание пп.3 п. 2 ст. 21 ТК РК, которое представляется не совсем корректным, - в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, учредительными документами, актами работодателя, заключению трудового договора могут предшествовать следующие процедуры: назначение на должность или утверждение в должности. Поскольку данное положение входит в некоторое «неблагозвучие» с процедурой оформления приема на работу - прием на работу оформляется актом работодателя, издаваемым на основании заключенного трудового договора (ст.34 ТК РК) и не соответствует общим положениям, закрепленным в п.1 ст. 21 ТК РК - трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан. Как уже было отмечено трудовой договор - документ из числа юридических фактов и по общим правилам законодатель определил его первостепенную значимость при установлении трудовых отношений между субъектами права, однако смысл правовой нормы дает понять, что п.1 ст.21 ТК РК принял диспозитивный оттенок. Исключением применительно к данной норме права, о котором она упоминает, будет являться, к примеру, случай описанный в п.3 ст.33 ТК РК, который придает началу действия трудовых отношений, конклюдентный характер, указывая на юридически обеспеченную возможность «течения» трудовых отношений без наличия совершенного сторонами трудового договора.

Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан» (далее - Закон «О государственной службе № 416-V»), прямо не устанавливает процедуру оформления и основания возникновения трудовых отношений с административными государственными служащими корпуса «Б». Подобные сведения отсутствовали и в законе Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 453-I «О государственной службе».

Статья 24 Закона «О государственной службе № 416-V» «телеграфным слогом» предусматривает очень «содержательное» указание в отношении лиц корпуса «А» - при назначении лица на административную государственную должность корпуса «А» с ним заключается трудовой договор. Причем в остальном, что касается оформления трудовых отношений со служащими корпуса «А», закон отсылает к подзаконным актам - порядок заключения, продления и расторжения трудового договора с административным государственным служащим корпуса «А» определяется уполномоченным органом (Аб.3 ст.24 Закона «О государственной службе № 416-V»).

Однако отсутствие детальной регламентации заключения трудового договора с государственными служащими корпуса «Б», не помешала установить в качестве одного из оснований прекращения подобных правоотношений - истечение срока трудового договора либо расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы (пп.4 п.1 ст.61 Закона «О государственной службе № 416-V»).

Более конкретно, о «назначении» и иных кроме трудового договора юридических фактах, порождающих трудовые отношения с административными государственными служащими, было представлено в «Положении о порядке прохождения государственной службы», утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 10 марта 2000 года № 357» (далее - «Положение от 10 марта 2000 года № 357»), в частности пункт 26 главы 7 «Возникновение трудовых отношений и трудовой распорядок», содержал информацию следующего содержания - «административный государственный служащий считается находящимся на государственной службе с даты, указанной в акте о его назначении». Но в связи с принятием Указа Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 152 «О некоторых вопросах прохождения государственной службы», юридическая сила «Положения от 10 марта 2000 года № 357» была потеряна. Вместе с тем правилами, представленными в Указе:

1) Правила принесения присяги государственными служащими;

2) Правила и сроки проведения оценки деятельности государственных служащих;

3) Правила подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

4) Правила и сроки проведения ротации административных государственных служащих, должности административных государственных служащих, подлежащие ротации;

5) Правила наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих;

6) Правила занятия административной государственной должности корпуса «Б» без проведения конкурса в порядке перевода…

не охватываются вопросы заключения трудового договора с государственными служащими корпуса «Б».

Конечно, вполне обоснованно можно предположить, - «незыблемую правовую основу государственной службы вместе с нормами Основного закона образуют, также и правила закрепленные в Трудовом кодексе Республики Казахстан (п.1 ст.2 Закона «О государственной службе № 416-V»)… данная позиция позволяет «стушевывать» «регуляторную дисфункцию» отдельных законодательных актов, но заодно, порождает и вопрос - с какой целью в специализированных законодательных актах предусмотрен нормативный охват, прямо урегулированных отношений?».

Статья 143 ТК РК по своему бланкетному характеру отправляет читателя к законам и иным нормативным правовым актам, устанавливающим особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения, особые условия труда, условия оплаты труда, а также дополнительные льготы, преимущества и ограничения в отношении государственных служащих. Создается впечатление о возможности под «иными нормативными правовыми актами» воспринимать и подзаконные: порядок заключения, продления и расторжения трудового договора с административным государственным служащим корпуса «А» (Аб.3 ст.24 Закона «О государственной службе № 416-V»), порядок проведения конкурса (Аб.1 п.1 ст.27 Закона «О государственной службе № 416-V») и м.др.

Но следует заметить, категория «государственные служащие», размещена в главе 12 ТК РК, под названием: «особенности регулирования труда отдельных категорий работников». В пункте 3 статьи 8 ТК РК содержится прямое указание на то, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, помимо ТК РК устанавливаются иными законами Республики Казахстан. Акцент диспозитивности в статье 21 ТК РК, также смещается в сторону законов (… за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан). Синтез и обобщение правового материала, позволяет считать верным следующее: во-первых, регулирование труда государственных служащих практически не входит в «правовую орбиту» ТК РК и выведено из-под его сферы 2, 8, 143 и некоторыми другими статьями в область законов. Вместе с тем, как было отмечено в одном из нормативных постановлений Конституционного Совета - «Конституцией закреплены важнейшие общественные отношения, которые регулируются Парламентом посредством принятия законов. Перечень таких отношений установлен пунктом 3 статьи 61 Основного закона и является исчерпывающим» [3]. В данный перечень не вошли общественные отношения в области труда, поскольку они отнесены статьей 3-1 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах» под «юрисдикцию» кодексов. Во-вторых, обе статьи, 8 и 143 ТК РК, исполняют функции делимитации, т.е. ориентира для правового регулирования труда государственных служащих, но делают это по-разному. По общепринятому в юриспруденции мнению, расположение статьи 143 в особенной части ТК РК, дает основание полагать о специальном характере этой нормы по отношению к статье 8, закрепленной в общей части закона и, следовательно, о беспрепятственной возможности применения (или использования) части специальной правовой нормы, адресующей к иным нормативным правовым актам. Это было бы возможным, если бы характеристика специальных правовых норм была сведена лишь к занимаемому ими месту в нормативном акте. Васильев В.В. указывал - «специальные нормы гражданского права имеют неразрывную связь с общими гражданско-правовыми нормами. Такая связь проявляется в производном характере специальных норм» [5]. Анализируя по аналогии содержание статьи 8 ТК РК, в частности пункта 3, становится очевидным отсутствие такой правовой связи с предположительно специальной по отношению к ней 143 нормой закона. Пункт 3 статьи 8 ТК РК, являясь конкретно-определенным и достаточно закрытым, исключает наличие, какой либо отсылочной части в направлении подзаконных актов и не носит общий характер, т.е. гипотеза правовой нормы, не содержит абстрактного предписания (например, акты работодателя, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством Республики Казахстан, являются недействительными и не подлежат применению), которое могло бы реализоваться в специальных нормах того же нормативного акта, исключая тем самым «родственную» принадлежность и производную определенность в статье 143. Более того, как отмечал в своих работах Васильев В.В. - «специальные гражданско-правовые нормы призваны регулировать отношения определённого вида, тогда как общие нормы направлены на регулирование родовых отношений» [4], содержание пункта 3 статьи 8 ТК РК информирует о конкретно выделенном и зафиксированном виде общественных отношений - «особенных» трудовых отношениях отдельных категорий работников. В связи с чем, статья 8 ТК РК не будет выступать общей по отношению к статье 143, как и последняя специальной для первой.

Учитывая обстоятельства, сформулировавшие данный вывод, регламентация подзаконным актом трудовых отношений представляется невозможной, (о чем факультативно, вторит п.2 ст.2 ТК РК - «запрещается включение в другие законы Республики Казахстан норм, регулирующих трудовые отношения, отношения социального партнерства и охраны труда, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом», иными словами отмеченная норма также свидетельствует о возможности правового регулирования отношений в области труда исключительно законами и исключительно с помощью бланкетного приема предусмотренного в кодексе), а пп.3 п.2 ст.21 ТК РК, в этом отношении представляется бездействующим, в связи с чем, основанием для возникновения трудовых отношений по общим правилам (п.1 ст.21 ТК РК) будет оставаться трудовой договор.

Наиболее распространенный вид акта через чье посредство в основном происходит назначение на должность это приказ, который дефинитивный пп.41 п.1 ст.1 ТК РК относит в пределы понятия «акты работодателя». Приказами оформляются решения правового характера, в том числе прием на работу [5]. Первичный анализ данных норм наводит на мысль относительно правовой природы приказа как документа организационно-распорядительного характера, документа облекающего волю уполномоченного лица, субъекта трудовых отношений, волю, исток которой берет начало все-таки в соответствующем соглашении этого лица с потенциальным работником - трудовом договоре. Но давайте взглянем на правовой материал несколько иначе.

Учитывая, что акты государственных органов или должностных лиц на предмет назначения того или иного лица на соответствующую должность не содержат правовых норм, они являются актами индивидуального правоприменения, согласно закону которые возможно идентифицировать по набору определенных признаков: они рассчитаны на одноразовое либо иное ограниченное по времени применение, распространяются на индивидуально определенных лиц и применяют и (или) реализуют установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц (п.2 ст.4 Закона Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 107-II «Об административных процедурах»).

Формулировка «применяют» или «реализуют» установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц, выглядит не совсем уместной. Правоприменительная деятельность заключается в применении права в объективном смысле и имеет своим результатом установление субъективных прав и обязанностей. «Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в трех формах - форма первая - соблюдение запретов, форма вторая - исполнение обязанностей, форма третья - использование субъективного права» - писал в своих трудах известный ученый в области права и государства Алексеев С.С. [6, с.246]. Не будем останавливаться на подробном рассмотрении всех трех форм в виду отсутствия необходимости и возможности, но выделим и поговорим о третьей форме - использования (или осуществления) субъективного права. «В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права… решение вопроса о том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его воле может быть использован, введен в действие механизм реализации права. Важно лишь, чтобы такой механизм был в наличии, мог действовать качественно и эффективно» [6, с.246].

Точка зрения ученого еще раз подтверждает, что реализация субъективных прав гражданами и иными субъектами гражданского (в том числе трудового) оборота, должна происходить без влияния третьих лиц непосредственно не участвующих в данных правоотношениях (за исключением регулирования вопросов общей значимости, к примеру, безопасности в трудовой деятельности), вместе с тем, конечно, существует ряд общественных отношений, без прямого или косвенного внедрения третьего элемента которые невозможны, к таким можно отнести уголовно-правовые отношения, отношения, подпадающие под правовое регулирование гражданско-процессуального права, административного и н.др.

Механизм реализации субъективного права в том смысле, в каком его отметил ученный в частности и в каком его принято понимать в теории права в целом, презюмирован в законодательстве нашей страны, - так в п.1 ст.5 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах» (Закон «Об НПА») приведена «иллюстрация» следующего «типа» - «все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие».

В особенности, прикладная польза механизма практического воплощения специфического свойства «прямого действия» нормативных актов, заметна в странах с федеративным устройством, именно там, где субъекты федерации обладают относительной автономией, используя подобное свойство возможно более реалистичное урегулирование разногласий в процессе правоприменительной деятельности, а также реальное использование гражданами правовых норм закрепленных в «актах высшей юрисдикции».

Регламентация в таком порядке - «все нормативные правовые акты имеют прямое действие», означает непосредственное правовое воздействие любым законом на общественные отношения, которые являются предметом его правового регулирования, иными словами, особенность непосредственного применения (или использования) закона исключает возможность его опосредованного воздействия, иначе закон не будет иметь свойства «прямого действия». Учитывая, что в ТК РК запрограммирован данный механизм, а также что он (кодекс) объединяет и систематизирует правовые нормы, регулирующие однородные трудовые отношения, допустить мысль о наличии в нем отсылочных или бланкетных положений, а следовательно, о регулировании трудовых отношений «иными нормативными актами», значит использовать несогласованную конструкцию закона. «Тождество терминов «действие» и «реализация» обосновано Л.В. Афанасьевой: «осуществление норм права, действие и реализация норм права обозначают одно и то же - фактическое претворение правовых предписаний и требований в деятельности, поведении соответствующих субъектов». При этом имеется в виду и процесс соответствующего воздействия, и его конечный результат» - замечает Карташова И.И. [7].

Тождественность понятий «действие норм права (права)» и «реализация норм права (права)», позволяет сделать вывод не только о непосредственном регулировании законом общественных отношений являющихся предметом его правового регулирования, но и о непосредственной реализации правовых норм такого закона участниками регулируемых им отношений, т.е. об обеспеченной возможности граждан (как субъектов не достигших «конечный результат», но находящихся в процессе воздействия трудового права), напрямую, без посредства, каких либо нормативных или правоприменительных актов претворять в практическую жизнедеятельность правовые установления и предписания ТК РК. Соответственно ТК РК не должен допускать опосредованную реализацию правовых норм регламентирующих отношения в области труда.

В теории права, на настоящем этапе прогресса человечества существует огромный научный массив, посвященный классификации юридических фактов, по объективным причинам не будем рассматривать это разнообразие подходов, но отметим, - «по механизму воздействия, ведущего к возникновению правоотношения, юридические факты могут быть разбиты на несколько групп: действия будущих или настоящих участников правоотношения; действия третьих лиц; события» [8]. Граждане Республики Казахстан приобретают статус государственного служащего с момента назначения на государственную должность (Аб.2 ст.8 Закона «О государственной службе № 416-V»), прием на службу в правоохранительные органы осуществляется путем назначения на должность и оформляется приказами руководителей правоохранительного органа или уполномоченных руководителей (п.1-2 ст.8 Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе»). И здесь все-таки следует отметить, приведенное, с большой долей условности корреспондирует нормам гражданского законодательства в отношении юридических фактов, в частности пп.2 ст.7 ГК РК установлено - гражданские права и обязанности возникают: из административных актов, порождающих в силу законодательства гражданско-правовые последствия. Под гражданско-правовыми последствиями, в рассматриваемом нами случае следует понимать установление имущественных правоотношений, особого вида обязательства, субъективных прав и юридических обязанностей сторон. Но как отмечал о подобных юридических фактах (действия третьих лиц) в своих работах М.К.Сулейменов - «особенность данного вида юридических фактов заключается в том, что третьи лица, волевыми действиями которых порождаются гражданские правоотношения, сами не являются и не становятся их участниками» [8]. Следуя логики ученого, правоотношение участником которого в момент его возникновения становится третье лицо, чьими целенаправленными действиями оно возникло, - следовало бы тогда отнести в категорию правоотношений возникших на основании юридических фактов - «действий будущих участников правоотношения».

В то же время необходимо подчеркнуть - гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством (ст.7 ГК РК), поскольку трудовые отношения регулирует ТК РК (пп.1 п.1 ст.8 ТК РК), то доминантным основанием возникновения субъективных прав и обязанностей в области труда, в силу прямого указания на то законом (п.1 ст.21 ТК РК) - будет выступать трудовой договор.

Завершая, хотелось бы отметить, обособлено, индивидуальный правоприменительный акт (в том числе правовой акт организационно-распорядительного характера работодателя негосударственного юридического лица) не может выступать в качестве самостоятельного юридического факта, влекущего за собой возникновение трудовых отношений. Правоприменительный акт был и будет всегда директивным элементом отношений построенных по принципу «субординации сторон».

Вместе с тем конституционный принцип, опосредованно развитый в отрасли трудового права гласит - «каждый имеет право свободно выбирать труд или свободно соглашаться на труд без какой бы то ни было дискриминации и принуждения к нему» (ст.5 ТК РК), что является основанием считать внедрение «равенства сторон» в трудовых отношениях как незыблемой основы правового регулирования. Тоже можно наблюдать, следуя обозначенным целям правовой регламентации труда, в части целенаправленной, обоюдной и «всесторонней» защиты прав и интересов работника и работодателя - целью трудового законодательства Республики Казахстан является правовое регулирование трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, направленное на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений (п.1 ст.3 ТК РК). Задачами трудового законодательства Республики Казахстан являются создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений (п.2 ст.3 ТК РК). Пункт 3 статьи 10 ТК РК прямо указывает - условия соглашений, коллективных, трудовых договоров не могут быть изменены в одностороннем порядке. Еще в Кодексе законов о труде Казахской ССР от 21 июля 1972 года декларативно было закреплено - «Трудовой договор есть соглашение между трудящимися и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуются выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон» (ст.15 Кодекса законов о труде Казахской ССР от 21 июля 1972 года). Международно-правовая норма, распространяющая свое действие на территории Казахстана идентифицирует деятельность в области труда как - деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства [9].

Дефинитивная норма (п.36 ст.1 ТК РК), на уровне кодекса закрепила механизм формирования отношений под эгидой добровольной, равной правовой горизонтали, где предусматривается свобода договора, взаимное принятие обязательств сторонами и исключение всякого проявления властноправия. А правовая норма международного соглашения, обозначила конкретную консолидацию отношений.

Все это и не только, свидетельствует о положительном движении по всему кодексу (ТК РК) в сторону демократизации под приоритетом принципа равноправия сторон, об изменении восприятия трудовых отношений за последнее время, о концентрированном смещении правового акцента в сторону гуманизации и о начале реального использования комплекса правовых инструментов, выработанных международно-правовой практикой, имеющей важное значение для позитивной эволюции трудового законодательства Казахстана, как для страны, обладающей реальными шансами занять место среди самых развитых стран Планеты.

Резюмировать можно следующее, трудовые отношения в легальном порядке возникают на основании сложного по структуре фактического состава, «флагманом» в котором обозначено «соглашение партнеров» основанное на взаимоуважении и равноправии. Правоотношения по-прежнему остаются динамичным явлением. Они возникают, трансформируются и перестают быть. Рассматривая право и правовые отношения в динамике, можно заметить - нередко отношения сторон подпадают под влияние сложноподчиненного правового явления состоящего из нескольких юридических фактов, для идентификации подобного явления в юридической литературе обычно используется понятие «фактический состав». Рассолов М.М. отмечал - «юридический состав можно рассматривать как систему юридических фактов, и тогда можно говорить об открытой фактической системе (комплексе юридических фактов, который допускает появление элементов, прямо не предусмотренных действующим законодательством, например, в силу договора, общих начал и смысла права)» [10]. Трудовые отношения не будут являться в этом смысле исключениями, так для установления трудовых отношений как системной категории, необходим следующий правообразующий фактический состав: наличие правосубъектности обоих участников правоотношения (достижение психологически здоровым лицом (работником и работодателем) определенного возраста, регистрация юридического лица - работодателя в установленном законодательством порядке), зафиксированная в кодексе норма права, предусматривающая или прямо не запрещающая возникновение данного вида правоотношения, оформленная, в установленном порядке, согласованная воля сторон (трудовой договор) и решение работодателя о назначении работника на определенную должность (за исключением некоторых особенностей предусмотренных законом, к примеру, п.2 ст.136 ТК РК).

 

 

Источники

 

1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858;

2. Положение о конкурсной комиссии по отбору кандидатов на замещение должностей должностных лиц в департаментах Евразийской экономической комиссии, п.3 порядок заключения трудового договора (контракта), его продления и основания для его расторжения в Евразийской экономической комиссии, утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. № 99;

3. П.4 Нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 26 июня 2008 года № 5 Об официальном толковании пункта 2 статьи 45, подпунктов 3) и 4) статьи 53 Конституции Республики Казахстан.

4. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. Статья Васильева В.В. Общие и специальные гражданско-правовые нормы в отраслевой системе права. Доступ на 19.01.2016г. https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-i-spetsialnye-grazhdansko-pravovye-normy-v-otraslevoy-sisteme-prava.

5. Пункт 44 Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях утвержденных приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 144.

6. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М.: Норма, 2005. Глава 25. Реализация и применение права. Юридический процесс - стр.246;

7. См. Статью И.И.Карташовой. «Прямое действие конституции Российской Федерации: понятие и структура» доступ на 19.01.2016г.: https://cyberleninka.ru/article/n/pryamoe-deystvie-konstitutsii-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-i-struktura;

8. Гражданское право том I, учебник для вузов (академический курс) ответственные редакторы: М.К. Сулейменов и Ю.Г. Басин. § 4. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений;

9. П.5 ст.96 Раздел XXVI Трудовая миграция ЕАЭС - Договор о Евразийском экономическом союзе, совершенный в Астане 29 мая 2014 года, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года № 240-V ЗРК;

10. Актуальные проблемы теории государства и права. Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 264 с.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: