Перейти от общего к конкретному

 

Досжан Нургалиев

 

Астане состоялось шестое заседание Комиссии по земельной реформе под председательством заместителя Премьер-Министра РК - министра сельского хозяйства РК Аскара Мырзахметова, в ходе которого участники обсудили актуальные аспекты земельной тематики - вопросы аренды земель в приграничных районах, пастбищных угодий и восстановления института аренды. В итоге дискуссий были вынесены конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в действующее земельное законодательство.

 

Ключевые акценты повестки дня

Обуславливая круг вопросов предстоящих дискуссий, председатель комиссии Аскар Мырзахметов отметил, что необходимо определиться с дополнительными мерами по усилению контроля в сфере аренды сельхозземель. При этом он напомнил собравшимся, что в действующем законодательстве не предусмотрено никаких ограничительных условий по передаче земель в аренду.

- У нас появились крупные землепользователи. Сегодня рабочие комиссии совместно со штабом подготовили ряд промежуточных предложений. Членам комиссии тоже необходимо высказать свои мнения по этому вопросу, - сказал А. Мырзахметов.

По его мнению, не должны оставаться в стороне и вопросы, связанные с восстановлением института аренды. Если они есть, то их также необходимо обсудить. Следующий аспект - это вопрос определения пределов «особых зон» вдоль приграничных линий. И третье - дилемма пастбищных и сенокосных угодий. В целом, как подчеркнул Аскар Мырзахметов, главная цель мероприятия - переход от общих суждений к конкретным шагам по решению вопросов земельной реформы. На сегодня их можно разделить на две основные группы, где первую категорию составляют вопросы аренды и продажи сельхозземель гражданам страны.

- Логика их решения такова, что необходимо объехать все регионы и собрать конструктивные предложения от населения, чтобы свести их к единому мнению в виде формулы. Что касается другого блока вопросов, то по ним уже сегодня можно делать конкретные выводы и предложения, - сказал председатель комиссии.

 

Поднять планку ответственности

Говоря о перспективах совершенствования законодательства в области аренды сельскохозяйственных земель, руководитель штаба Комиссии по ЗР, вице-министр МСХ РК Ерлан Нысанбаев отметил, что основной недостаток действующего законодательства состоит в том, что в нем не были определены предельные размеры земель, которые могут предоставляться одному лицу. Предоставление земель в аренду осуществляется через конкурсы на общих основаниях, но там нет прозрачности и гласности, что порождает недоверие населения к этим процедурам.

Вице-министр предложил также предусмотреть в новых поправках земельного законодательства проведение расширенного мониторинга и сохранения аренды сельхозземель на 49 лет. По его мнению, это оптимальный срок для того, чтобы требования по целевому использованию сельхозугодий, агротехнических и других условий по сохранению плодородия почвы и недопущению ее загрязнения химическими удобрениями соблюдались землепользователями в полной мере. Что касается мониторинга, то первые 5 лет он должен проводиться ежегодно, впоследствии - каждые 3, 5 и 7 лет. Также Ерлан Нысанбаев предложил внести изменения в статью 43 Земельного кодекса РК с указанием и определением всех особенностей использования земель сельхозназначения. Во-первых, земли должны предоставляться в аренду только на основе конкурсов, правила и порядок проведения которых утверждается центральным уполномоченным органом. Во-вторых, это должна быть максимально прозрачная процедура. Для обеспечения открытости и гласности в состав земельных комиссий по распределению земель необходимо включать представителей общественных советов и регионального бизнес-сообщества.

Свое мнение на эту тему высказал и ректор Казахского агротехнического университета Ахылбек Куришбаев, который предложил поднять планку ответственности акимов и членов земкома за нарушение общепринятых условий по выдаче или изъятию земли.

- Сегодня, согласно Административному кодексу, за незаконное выделение или изъятие земли без решения комиссии, в том числе иностранцам, акиму грозит всего лишь небольшой штраф - 30 МРП, или 63 600 тенге. По сути, речь идет об ущербе национальным интересам Казахстана, но при такой мере ответственности порядка в этой сфере явно не будет. Поэтому здесь нужно жестко обозначить степень ответственности в соответствии с Уголовным кодексом, - сказал Ахылбек Куришбаев.

Он также выразил солидарность с тем мнением, что в вопросах землепользования казахстанцы должны знать «своих героев», чтобы не было лишних домыслов и кривотолков. По его мнению, информация о том, «у кого, сколько земли», должна быть объективно и открыто отражена на сайте.

 

По «тени» не выкроишь шубу

Известный общественный деятель Досмухан Кошим отметил, что в существующих правилах есть норма, обуславливающая перманентность работы комиссии по выделению земель. Однако там нет четко определенных сроков их работы и полномочий. Эта правовая лазейка не исключает вероятности, что каждый аким на местах сможет создавать свою комиссию по своему усмотрению. В связи с этим, как считает политолог, необходимо, чтобы комиссии по выделению земель работали на постоянной основе только в течение пяти лет. Кроме того, в комиссиях по выделению земель должны быть представлены делегированные члены из сельских округов района, в том числе прокурор, призванный стоять на страже законности принимаемых решений.

В своем выступлении известный хозяйственник Иван Сауэр предложил принять закон о личном подсобном хозяйстве и вывести из тени производство мяса и молока. По его данным, на сегодня более 75% этой продукции производится в личных подворьях и не регулируется законом.

- Только после того, как мы разберемся с этой ситуацией, можно будет профессионально, грамотно и объективно в расчете на долгосрочную перспективу говорить о рациональном использовании пастбищ, в том числе их правильном распределении с учетом социальной специфики села, - сказал представитель аграрного бизнеса.

В числе других конструктивных предложений на заседании была озвучена мысль о целесообразности утверждения по каждому административному району предельных размеров земель сельхозназначения по видам угодий, которые могут находиться в аренде у казахстанцев. Исходя из этого можно определить максимальный размер сельхозземель с учетом местных условий и особенностей, а также качественной характеристики земель. Это позволит установить на законодательном уровне соответствующие ограничения по предоставлению земель в одни руки.

Также было предложено запретить передачу пастбищных и сенокосных угодий, необходимых для нужд населения, в частную собственность и землепользование. При этом отмечалось о необходимости определения размера пастбищных и сенокосных угодий, необходимых для «нужд населения».

Подводя итоги заседания, председатель Комиссии по земельной реформе Аскар Мырзахметов заявил, что по отдельным вопросам, которые не носят политический характер, можно уже принимать определенные решения. А для того, чтобы подвести черту под другими вопросами, нужно объехать все регионы, только после этого можно подавать их в обобщенной палитре Парламенту.

Между тем в ходе заседания он выразил свое мнение по поводу информации о том, что в некоторых областях Казахстана ведется негласная продажа земель.

- Пока это только голословные заявления. Если есть факты, то мы, безусловно, их рассмотрим, - заключил Аскар Мырзахметов.

 

 

12 июля 2016, 12:58
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Казахстанская правда»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript