Горячие новости
Читайте также

В акимате Алматы рассказали, как решаются проблемы бизнесменов

Отраслевая структура одобренных проектов по субсидированию показывает, что наибольший удельный вес приходится на промышленный сектор.

Фото : 21 ноября 2016, 17:05
О поддержке казахстанским предпринимателям, реконструкции рынков и о том, какая работа ведется по приему гостей в преддверии Универсиады–2017, в интервью корреспонденту Zakon.kz рассказал заместитель руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Алматы Аян Бейсекин.

- Аян Уахитович, назовите, пожалуйста, меры поддержки, оказываемые на государственном и региональном уровне в рамках развития казахстанского бизнеса? И каково текущее состояние предпринимательства в Алматы?

- На государственном уровне у нас реализуется программа «Дорожная карта бизнеса – 2020». Данная программа реализуется с 2010 года. В рамках программы у нас поддерживаются очень много предприятий из разных отраслей экономики, в том числе туризм, промышленность, транспорт, складирование, образование, здравоохранение. На сегодняшний день Алматы является одним из лидеров в республике по реализации данной программы.

За 2016 год реализовано 250 проектов. 155 проектов у нас по субсидированию на сумму 66,3 млрд. тенге – это общий кредитный портфель. Сумма субсидирования 11,5 млрд. тенге. 64 проекта по гарантированию на более чем 1,5 млрд. тенге – по кредитному портфелю, сумма гарантирования 650 млн. тенге. И 31 проект по грантовому финансированию на 84 млн. тенге. 27 проектов в этом году было реализовано.

Политика управления предпринимательства, как и в целом акимата города – это политика открытости. Мы максимально все заявки, которые поступают к нам на рассмотрение, в течение недели без всяких задержек выносим на рассмотрение регионального координационного совета.

Кроме того, мы сейчас усилили работу с банками второго уровня. У нас есть значительный рост по кредитованию малого и среднего бизнеса. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года у нас рост идет на 27,1%, если в суммарном выражении это более 650 млрд. тенге.

У нас были проблемы, когда некоторые заявки предпринимателей, которые рассматриваются банками второго уровня, по тем или иным причинам залеживались от двух месяцев до полугода. Но мы сейчас выстроили оперативную систему с БВУ, подписали более 10 меморандумов о сотрудничестве. Мы проводим еженедельный срез по всем заявкам, которые поступают в БВУ. Если заявка залеживается более 15 дней, то мы уже требуем объяснений. Это положительно влияет в целом на развитие МСБ, в частности, на стартап проекты начинающих предпринимателей.

Вместе с тем, с целью оказания поддержки предпринимателям не включенных в приоритетный сектор «ДКБ 2020», в 2015 году акиматом совместно с Фондом «Даму» запущена региональная программа «Жібек Жолы». Данная программа нацелена на поддержку предпринимателей в сфере торговли и оказания услуг, такие как салоны красоты, пункты общественного питания, фармацевтика и др. Приоритетность отраслей определена исходя из специфики Алматы и его потребностей. В рамках программы уже профинансировано 77 проектов на общую сумму 4 млрд. тенге (освоение 100%). Сохранено 376 рабочих мест, планируется к созданию – 344 ед. Учитывая положительный опыт реализации первого этапа руководством принято решение продолжить данную Программу в текущем году на что совместно с Даму также выделено 4 млрд, профинансировано 20 проектов на общую сумму 1 871 млн. тенге.

- Какие сейчас тенденции присутствуют в бизнесе, куда больше всего вкладывают наши предприниматели? С какими барьерами чаще всего сталкиваются бизнесмены, и как вы им помогаете их преодолеть?

- Отраслевая структура одобренных проектов по субсидированию показывает, что наибольший удельный вес приходится на промышленный сектор, прежде всего, пищевая, легкая и стройиндустрия. В пищевой промышленности ключевой акцент делается на переработку сельхозпродукций, и на изготовление уже готовой продукции в рамках города Алматы. Алматинская агломерация в принципе не маленькая, порядка 3-х млн. человек, поэтому рынок сбыта большой.

На втором месте у нас здравоохранение и социальные услуги - более 10%. Также складирование и транспорт – 12-13%. В рамках провозглашенной работы акимом города по социальной ответственности бизнеса, очень много компаний инициативно выходят на акимат для создания новых предприятий в сфере образования и здравоохранения, где на коммерческих условиях они готовы открывать новые школы, детсады, поликлиники и т.д. С одной стороны это бизнес, а с другой это социальная сторона вопроса. В рамках «Дорожной карты бизнеса» мы оказываем поддержку в реализации таких проектов. В рамках региональных программ как «Жибек жолы» тоже оказываем меры господдержки предпринимателям.

- В последнее время активно проводится работа по реконструкции рынков, что это даст городу?

- В рамках поручения Главы государства, у нас в целом ведется активная работа по переводу торговли на современный формат. Как вы знаете, исторически так сложилось, что Алматы является центром торговли в республике. Большая часть оптово-розничных операций проходят по городу Алматы.
На сегодняшний день в городе существуют 57 рынков, это те рынки, которые формируют основной пул среди общего объема оптово-розничной торговли города. Из 57 рынков уже 5 рынков было модернизировано в 2015 году, но они пока имеют статус рынка, поскольку остались еще юридические процедуры по переводу их в торговые центры. В 2016 году модернизировано 3 рынка, еще 3 закончат до конца текущего года. В 2017 году запланировано окончание реконструкции по 3 рынкам и 15 начнут строительство торговых центров. До 2022 года мы планируем завершить все работы по модернизации рынков и перевод на современный формат торговли.

- Скажите, пожалуйста, а какая ведется работа по сдерживанию цен на социально значимые товары?

- За 10 месяцев текущего года индекс потребительских цен в Алматы составил 105,8%, до конца года у нас запланировано 106,4% максимально. В целом Алматы по республике находится на 12 месте по индексу потребительских цен. Ситуация на рынке продовольственных товаров стабильная. У нас в городе существует рабочая группа под председательством заместителя акима города Аукенова. Кроме того, в каждом районе созданы мобильные рабочие группы с участием заинтересованных государственных органов, которые еженедельно проводят рейдовые мероприятия на предмет сохранения и стабильности цен на социально значимые продовольственные товары.

В октябре-ноябре текущего года зафиксировано снижение цен по 19-ти позициям, в пределах от 0,3% до 17,5%, это в основном плодоовощная продукция. Кроме того, в районах города еженедельно проводятся ярмарки выходных дней. С начала года мы провели более 700 ярмарок с общим объемом 2 млрд. тенге. Также проведены 6 расширенных городских ярмарок на площади «Астана» с участием сельхозтоваропроизводителей Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областей, объем продукций превысил 700 млн. тенге. Заинтересованность у горожан есть. Цены на этих ярмарках реализуются на 15-20% ниже рыночных. В целом это положительно воспринимается населением.

Кроме того, мы заключили порядка 10 меморандумов в рамках встреч глав регионов. Заключено более 30 конкретных договоров с региональными товаропроизводителями. Так сложилось, что было сложно попасть на прилавки торговых центров города Алматы. Сейчас эти процедуры значительно упрощены.

- Стоит отметить, что в последнее время в Алматы заходят мировые бренды: продовольственные ритейлеры (Carrefour, Auchan), непродовольственные ритейлеры (OBI, Leroy Merlin), гостиницы (Kempinskii, Novotel), которые до настоящего времени не изъявляли желание инвестировать свой капитал. Как вам удалось привлечь их?

- Самое главное, что нужно отметить - это благоприятный инвестиционный климат. На самом деле, за всем этим кроется большая и кропотливая работа. В городе функционируют центры обслуживания инвесторов, работа которого была усилена как по кадрам, так и по географии посещения разных регионов нашей республики и мира. У нас было очень много выездов в Париж, Дубай, Сеул, Москву, Тбилиси и т.д. Наша задача во время этих визитов презентовать инвестиционный потенциал города Алматы.

- Какая работа ведется по приему гостей в преддверии международных мероприятий как Универсиада – 2017 и ЭКСПО – 2017?

- Для комфортного пребывания гостей международных мероприятий, таких как Универсиада и ЭКСПО в городе действуют 136 объектов размещения. Это гостиницы, отели, мотели, хостелы. Насчитывается более 8 тысяч номеров, единовременная вместимость составляет более 13 тысяч койко-мест. Мы регулярно проводим встречи с руководством всех этих мест размещения, точек общественного питания. Сервис – это ключевая вещь, которую запоминают гости. Прежде всего, это сервис в аэропорту, в такси, гостиницах, объектах общественного питания.

В городе функционируют 6 отелей международной сети, такие как Ritz Carlton, Royal Tulip, Intercontinental, Rixos, Holiday Inn, Ramada. В 2016 году введены в эксплуатацию Shera Park Inn, Sapar de Lux, Maqan hotel. Также ведется строительство гостиниц Kempinski, Novotel, Hillton. Это позволит увеличить номерной фонд на 420 номеров. Сейчас наблюдается динамика роста как количества объектов общественного питания, так и посещения гостями. При этом представлены практически кухни всех стран. Открываются новые этно-рестораны в национальном стиле.

- Спасибо за интервью.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии