Поясним термин "в сопоставимых ценах". Он означает, что измеряемый показатель очищен от инфляции. Если бы цены остались на уровне 2024 года, физический объем инвестиций (то есть реально построенные объекты и купленное оборудование) вырос бы именно на 14,3%. Это позволяет анализировать реальный экономический рост, а не денежный.
Материал по теме
Очаги роста и зоны спада
Региональная картина инвестиций демонстрирует высокую степень неравномерности.
Наибольшее увеличение Индекса физического объема (ИФО) инвестиций в основной капитал наблюдается в регионах с активным развитием инфраструктуры, сельского хозяйства и обрабатывающего сектора:
- Акмолинская область (+49,3%);
- Актюбинская область (+38,7%);
- Астана (+35,8%);
- Жамбылская область (+32,4%);
- Алматы (+26,1%);
- Туркестанская область (+25,1%).
Чуть меньше вложения в следующих регионах: области Жетысу (21,6%), Алматинская (16,9), Северо-Казахстанская (16,8%) и Павлодарская (16,7%) области. При этом доля Астаны в общем равна 23,1% от общего объема инвестиций.
Уменьшение ИФО инвестиций наблюдается в двух регионах:
- Атырауская область (спад на 29,9%). Резкое сокращение в этом ключевом нефтегазовом регионе, вероятно, связан с завершением крупных проектов и существенным снижением инвестиций в добывающую промышленность.
- Область Абай (спад на 0,7%). Здесь снижение минимально, оно, скорее, указывает на сдержанную инвестиционную активность.
Фото: Zakon.kz
Отраслевая структура
Основная доля инвестиций приходится на промышленность (37,3%), однако внутри сектора прослеживаются важные структурные изменения.
- Обрабатывающая промышленность показала впечатляющий рост ИФО – 134,3%, увеличив свою долю до 11,0% общего объема.
- Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров занимают самую крупную долю – 15,7%, но ее ИФО резко упал до 81,9%.
- Секторы образования (рост на 192,8%) и финансовой и страховой деятельности (рост на 204,1%) демонстрируют феноменальный рост ИФО.
- Значительные объемы инвестиций также направлены в операции с недвижимым имуществом (19,4%) и транспорт и складирование (18%).
Технологическая структура: преобладание строительства
68,3% от общего объема капитальных вложений направлено на работы по строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений. Только 27,2% приходится на приобретение машин, оборудования и транспортных средств. Это говорит о том, что инвестиционный процесс пока ориентирован на создание физической инфраструктуры, а не на прямое технологическое перевооружение.
Источники финансирования подчеркивают низкую долю банковского кредитования:
- Собственные средства хозяйствующих субъектов остаются преобладающими – 7320,3 млрд тенге, или 63,4% от общего объема.
- Бюджетные средства выросли до 23,0% от общего объема (с 18,5% в 2024 году) и увеличились на 42,6% по сравнению с 2024 годом. Это говорит о значительной роли государства в стимулировании инвестиционного процесса.
- Доля кредитов банков остается крайне низкой – всего 3,5% (падение с 3,6% в 2024 году), что отражает проблему доступа к долгосрочному банковскому финансированию.
- Около половины общереспубликанского объема (45,8%) инвестиций приходится на крупные и средние предприятия.
Как видно из статистики, в Казахстане наблюдается явный отрыв роста инвестиций в обрабатывающей промышленности (+34,3% ИФО) и социальных секторах от спада в горнодобывающем секторе (-18,1% ИФО). Это подтверждает долгожданный переход от сырьевой модели к диверсификации.
Значительный рост бюджетного финансирования (+42,6%) указывает на то, что государственные программы являются главным катализатором инвестиционной активности в 2025 году.
Доминирование инвестиций в строительство (68,3%) над приобретением оборудования (27,2%) свидетельствует о том, что рост инвестиций носит экстенсивный, а не интенсивный характер.
Астана и Алматы концентрируют почти четверть (23,1%) всех инвестиций, что сильно усугубляет региональный дисбаланс.
Маргинальная роль банков
Наконец, главная проблема – мизерная доля кредитов банков в общем объеме инвестиций (3,5%), что говорит о нежелании банковской системы адекватно финансировать долгосрочные проекты реального сектора.
Этот перекос влечет за собой два негативных последствия.
Это, во-первых, ограничение масштабов и качества, поскольку собственные средства предприятий часто недостаточны для реализации крупных, капиталоемких и долгосрочных проектов, необходимых для технологического перевооружения.
И во-вторых, мы видим искажение рыночных стимулов. Государство вынуждено брать на себя роль основного инвестора, что подменяет рыночные механизмы, перенося инвестирование в конечном итоге на налогоплательщиков, то есть на граждан Казахстана.
Ранее мы рассказали, как Казахстан меняет политику импорта, чтобы диверсифицировать экономику.