Финансовое оздоровление должника с использованием мер государственной поддержки (К. Молокостова, юрист Юридической фирмы «Тлеулин и партнёры»)
Финансовое оздоровление должника с использованием мер государственной поддержки
К. Молокостова,
юрист Юридической фирмы «Тлеулин и партнёры»
Для большинства современных государств важным элементом создания устойчивой экономики и процветающего государства является оказание в кризисные периоды субъектам предпринимательства финансовой и иной государственной поддержки, поскольку только сильный бизнес способен обеспечить высокий процент занятости населения и рост экономики.
Так, во времена великой депрессии Президент США Герберт Гувер инициировал создание реконструктивной финансовой корпорации для выдачи займов на спасение от банкротства банков, собственников железных дорог, кредитно-строительных ассоциаций и других финансовых институтов. На эти цели государством были выделены миллиарды долларов, скачок государственных расходов при Гувере был самым большим за всю американскую историю в мирное время.
В Германии в 1931 года государством в отношении Danat-Bank был предоставлен мораторий исполнения обязательств, в соответствии с которым всем его контрагентам было запрещено предъявлять иски о банкротстве сроком до 31 июля 1931 года. В то же время с целью успокоить вкладчиков банка президент своим чрезвычайным декретом гарантировал выплату вкладов.
В современный период существует также множество примеров, наглядно демонстрирующих заинтересованность государства в поддержке крупных субъектов экономики. Самым громким из них является, пожалуй, банкротство General Motors в США, когда правительство США предоставило компании финансовую помощь в размере около $30 млрд, а взамен получило 60 % акций концерна.
Несмотря на то, что огласку получает, как правило, деятельность государств по экстренной помощи крупным корпорациям и банкам, роль государства в поддержке субъектов малого и среднего бизнеса обычно гораздо масштабнее. Ведь именно малое предпринимательство в большинстве современных государств выполняет стабилизирующую функцию, служит основой благополучия граждан и всей страны в целом.
В Казахстане, как и во многих других государствах, существует целый ряд мер государственной поддержки предпринимательства. Закон РК «О реабилитации и банкротстве» закрепляет перечень восстановительных процедур, направленных на финансовое оздоровление компаний. Однако помимо постоянных, установленных законодательством процедур, государство периодически инициирует дополнительные программы, рассчитанные на поддержку определенных уязвимых категорий предпринимательства с целью поддержания и развития всей экономики страны в целом.
На сегодняшний день государством принято множество программ, предусматривающих те или иные меры государственной поддержки. По состоянию на 2016 год можно насчитать порядка 120 различных мер, действующих самостоятельно или в рамках той или иной программы. Чаще всего они берут начало из задач, поставленных Президентом в своих
Посланиях, общенациональных планах развития и иных масштабных общегосударственных стратегиях.
К крупнейшим программам по поддержке и развитию бизнеса в Казахстане можно отнести Программу посткризисного восстановления, Программу «Производительность 2020», Программу развития и продвижения экспорта «Экспорт 2020», Программу развития моногородов на 2012-2020 годы, Единую программу поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020», Программу «Агробизнес-2020», Программу «Дорожная карта занятости 2020» и другие.
В Законе РК «О реабилитации и банкротстве» (далее по тексту - Закон) предусмотрены определенные изъятия в отношении компаний, применяющих меры государственной поддержки и обратившихся о применении в отношении них реабилитационной или ускоренной реабилитационной процедуры. Однако необходимо отметить, что данные изъятия применимы только для участников Программы посткризисного восстановления, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 марта 2011 года № 225.
Положения Программы посткризисного восстановления содержат перечень строго определенных требований к участникам программы, в обязательном порядке создаются органы, представляющие интересы кредиторов, разрабатывается план реабилитации, а также устанавливается обязанность участника программы по обращению в суд с заявлением о применении реабилитационной или ускоренной реабилитационной процедуры.
В связи с этим судебные процедуры значительно упрощены: участник программы освобождается от обязанности доказывания своей неплатежеспособности или угрозы наступления неплатежеспособности, в отношении него не применяются положения об обязательном одобрении плана реабилитации кредиторами и утверждении судом. Также исключается возможность возбуждения дела о банкротстве по заявлению кредитора, а в случае применения ускоренной реабилитационной процедуры, она может распространяться на требования любой группы кредиторов.
Действие Программы посткризисного восстановления заканчивается 1 января 2017 года. К участникам всех иных государственных программ нормы Закона должны применяться в общем порядке. Не исключено, что в будущем государством будут инициированы и иные меры, подпадающие под изъятия в Законе, либо сами нормы Закона будут изменены или дополнены.
Также следует отметить, что юридическое лицо, к которому в судебном порядке применена процедура реабилитации или ускоренной реабилитации, имеет право стать участником любых иных мер государственной поддержки, если это отражено в плане реабилитации и содействует восстановлению его платежеспособности. В таком случае лицом должны полностью выполняться требования и обязанности, предусмотренные как судебной процедурой, так и примененной государственной программой, без каких-либо изъятий или послаблений.
Программой по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 - 2020 годы «Агробизнес-2020» предусмотрено субсидирование ставок вознаграждения по кредитным и лизинговым обязательствам субъектов агропромышленного комплекса для финансового оздоровления. Участник программы может рассчитывать на увеличение сроков возврата, изменение порядка и очередности погашения платежей, изменение ставки вознаграждения, а также предоставление льготного периода по погашению имеющихся у участника кредитных и лизинговых обязательств.
Реструктуризации и рефинансированию подлежат возникшие до 1 января 2014 года кредитные/кредиторские/лизинговые обязательства участников на пополнение оборотных средств, строительство и приобретение основных средств, а также получение в лизинг технологического оборудования, сельскохозяйственной техники.
Другой мерой государственной поддержки является субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков и договорам финансового лизинга лизинговых компаний, закрепленное в Единой программе поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020». Подобные меры находят отражение и в ряде других государственных программ.
Таким образом, компания, столкнувшаяся с финансовыми затруднениями при условии ее соответствия требованиям конкретной программы поддержки бизнеса, может рассчитывать на помощь государства, выбрав одну из множества государственных программ и/или воспользовавшись одной из восстановительных процедур, предусмотренных Законом РК «О реабилитации и банкротстве».