На паритетных началах

 

Сауле Кенжегулова,

судья Степногорского городского

суда Акмолинской области

 

Новый ТК РК четко определяет границы государственного вмешательства в сферу трудовых отношений между работодателем и работниками и обеспечивает баланс интересов сторон, распределяет их роль и ответственность.

Государством устанавливаются минимальные трудовые стандарты гарантий и компенсаций работникам и жестко обеспечивается контроль их исполнения со стороны работодателей.

Отношения между работодателем и работниками теперь в большей степени строятся на принципах саморегулирования с усилением потенциала коллективных переговоров и заключаемых между ними соглашений. Для работодателей упрощены процедуры найма, кадрового перемещения, увольнения, определения условий и оплаты труда работников. При этом закреплены базовые трудовые гарантии и права работников с возможностью их расширения через заключаемые индивидуальные, коллективные договоры и соглашения, а также инструменты защиты их прав и интересов. Расширена роль профсоюзов в обеспечении прав и интересов работников, в том числе с учетом возможностей, предусмотренных в недавно принятом Законе «О профессиональных союзах».

Таким образом, повышается заинтересованность сторон в заключении коллективных договоров и соглашений, что способствует развитию практики юнионизации. Также указывается, что данная модель регулирования трудовых отношений соответствует стандартам Организации экономического сотрудничества и развития.

Основным нововведением, предусмотренным Трудовым кодексом, является упрощение процедур изменения условий трудового договора, особенно в период кризиса в экономике. Эта новелла предусматривает создание таких условий, когда работодателю вместо сокращения численности проще вводить режим неполного рабочего времени и временного перевода работников на другую работу.

К примеру, в целях сохранения рабочих мест предлагается установить срок временного перемещения работников на весь период простоя предприятия (вместо одного месяца). Также предусматривается право работодателя на перевод работника (в случае простоя предприятия) на любые имеющиеся вакансии, работа по которым не противопоказана по состоянию здоровья.

Также введено основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя при снижении объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния организации. По старому ТК сокращение работников производилось по основанию «сокращение численности или штата работников» (пп. 2 п. 1 ст. 54 старого кодекса), при этом работник уведомлялся за один месяц без объяснения причин, и при сокращении выплачивалась компенсация в размере средней зарплаты за один месяц.

Учитывая, что в нынешних кризисных условиях существует большая вероятность применения работодателем мер по сокращению работников, вышеуказанное основание выделено отдельно, но при этом расторжение трудового договора возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

- закрытие структурного подразделения (цеха, участка);

- отсутствие возможности перевода работника на другую работу;

- письменное уведомление профсоюза не менее чем за один месяц с указанием экономических причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора.

При расторжении трудовых отношений по данному основанию работникам выплачивается компенсация в размере двухмесячной заработной платы.

Кроме того, работодателю предоставлено право прекращать трудовой договор с работниками, достигшими пенсионного возраста, установленного законодательством РК, четко регламентировав порядок прекращения. При этом закреплена возможность ежегодного продления трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста, но при этом обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности (по аналогии с государственными и гражданскими служащими).

Вместе с тем начальству предоставляется право установления испытательного срока любым категориям работников. Это нововведение обусловлено тем, что существующий запрет для работодателей на установление испытательного срока для лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, выпускников вузов и ТиПО, впервые приступивших к работе, не способствует трудоустройству граждан, относящихся к данным категориям, так как работодатели, как правило, не принимают их на работу.

Предусматривается комплексный подход к решению вопроса трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями.

По действующему законодательству регулирование трудовых отношений с инвалидами регламентируется обязательствами работодателя по приему на работу лиц с инвалидностью, оснащению их рабочего места специальным оборудованием (с учетом ограничений и нарушений функций здоровья), предоставлением дополнительного отпуска (не менее 15 дней), установлением сокращенного рабочего времени (не более 36 часов в неделю), запретами на привлечение к сверхурочным работам и др. На практике вышеперечисленные требования не способствуют в полной мере трудоустройству инвалидов.

Законопроектом «О занятости населения» предусматривается установление обязательной для выполнения работодателем квоты на прием на работу инвалидов в размере двух-четырех процентов от общей численности работников с созданием специальных рабочих мест. При этом предлагается субсидирование государством затрат работодателя на оснащение необходимым оборудованиям специального рабочего места инвалида. В свою очередь, новым Трудовым кодексом предусматривается сохранение запрета на привлечение инвалида к сверхурочным работам. Без изменения остаются нормы о применении суммированного учета рабочего времени и сокращенном рабочем времени (не более 36 часов в неделю).

Таким образом, снижение определенной нагрузки на работодателя с разделением ответственности между государством, работодателем и профсоюзами будет способствовать решению вопроса трудоустройства инвалидов.

В вопросах оплаты труда работников в новом Трудовом кодексе предусмотрено положение о том, что работодатель самостоятельно (путем принятия актов работодателя) или по инициативе представителей работников (посредством заключения коллективного договора) решает вопрос выбора формы, системы и размеров заработной платы работников. Так, предоставляется право работодателям и представителям работников регулировать трудовым и коллективным договорами размеры компенсационных выплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также в режиме сверхурочного времени. При этом оплата за работу сверх установленных норм времени не должна быть меньше чем в полуторном размере от основной ставки.

Усилится сфера общественного контроля, вводится институт технических инспекторов из числа работников, выдвигаемых профсоюзом, предусмотрены их полномочия в рамках производственных советов по безопасности и охране труда, создаваемых на паритетных началах.

На вышеуказанные советы возложены следующие функции: организация совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, информирование работников об их результатах.

Возглавлять производственные советы на паритетных условиях будут представителями работников и работодателя на ротационной основе с периодичностью в два года. Решения производственного совета будут обязательны для работодателя.

 

27 января 2016, 11:30
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript